. Блог учителя начальных классов МБОУ гимназии № 54 г.Краснодара: Буква «П» и звуки, которые она обозначает

Бегущая строка

Здравствуйте! Надеюсь, информация, размещенная в моем блоге, будет для Вас полезна.

понедельник, 15 апреля 2013 г.

Буква «П» и звуки, которые она обозначает


Цель урока: углублять и закреплять знания учащихся об изученных буквах и звуках. Развивать умение читать слоги, слова, предложения с изученными буквами, делать слого-звуковой анализ слов, развивать монологическую речь детей, умение составлять предложения, озаглавливать текст. Воспитывать патриотические чувства детей, любовь к родному городу, интерес к истории своей страны.

Тип урока: урок закрепления и углубления знаний.

Оборудование: открытки с изображением Санкт-Петербурга. Индивидуальные слоговые таблицы, схемы для слого-звукового анализа, картинки с изображением почты, почтальона Печкина, «письмо», детские игрушки, сигнальные карточки, бандероль.

ХОД УРОКА:

1 ЭТАП

Обращение к детям учителя:
        Какое у вас сейчас настроение?
         На что оно похоже, на солнышко или темную тучку?
        Давайте работать так дружно, чтобы наше настроение оставалось солнечным весь урок.
1)     Разогреть пальчики, ладошки.
2)     Подготовка к работе артикуляционного аппарата. Чтение хором: А – о – у – ы – и – э. (медленно, шепотом, быстрее).
3)      Работа с буквенной таблицей. (Учитель задумывает букву и сообщает детям, как её найти. Дети находят букву и называют её). Какие города, начинающиеся с этой буквы вы знаете? (Учитель дополняет ответы детей, называя города – Псков, Пенза, Павловск, Петродворец, Пушкин). Как вы думаете, какова тема нашего урока?
4)      Попытайтесь сформулировать цель нашего урока.
На доске запись: повторить…………………………………
                                             учиться читать……………………………
                                            учиться составлять……………………….
Дети, опираясь на запись на доске, формулируют цель урока.

2 ЭТАП

1.      Работа с лентой букв. Показать букву «п» и дать её характеристику.
2.      Самостоятельное чтение по индивидуальным слоговым таблицам.
3.      Работа у доски со слоговой таблицей (один человек самостоятельно).
4.      Проверка работы на доске. Хоровое чтение записанных учеником слогов с буквой «п»:                 ПА  ПО  ПУ  ПЫ  ПИ
      -Какой слог здесь лишний? Почему?
5.      На доске запись – Wsпdоlчzтlwа
Расшифровать запись и объяснить значение слова (Дополнение учителя: почта – это здание, где находится организация по пересылке писем, посылок, бандеролей (показать образец), а также сами посылки, письма, телеграммы, которые люди посылают друг другу. Объяснение сопровождается показом картинок).
-          Как называется человек, который разносит почту?
-          А как фамилия самого известного мультипликационного почтальона?
-          Почтальон Печкин у нас сегодня в гостях. У него для нас письмо и открытки для детей, которые будут активно мне сегодня помогать (Учитель пытается взять письмо, не получается, пробует взять открытку. На открытке задания для детей. Задания читают вслух ученики).
-          Найдите на доске схему его фамилии (Дети выбирают из двух предложенных на доске схем схему, подходящую к фамилии Печкин и объясняют свой выбор).
-          Составить схему слова «почта»
(Ученики составляют схему слова на партах, у доски работает ученик с демонстрационными схемами. По окончании работы ученик у доски делает полный слого-звуковой анализ слова «почта». Те дети, которые составили схему правильно и быстро, получают от Печкина открытки).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Игра: «Шёл король по лесу»

6.      Работа с учебником.
-          Почтальон Печкин отдал нам письмо. Это письмо из нашего родного города, о котором мы говорили вчера на уроке. Откройте стр. 83.
-          О каком городе мы говорили?
-          На какой реке стоит наш город?
-          По указу какого царя построили город?
-          Чем этот царь необычен?
-          Что ещё строили в России по указу Петра I?
-          А какая профессия была очень важна при строительстве деревянных кораблей?
-          Прочитать пословицы, в которых говорится о плотнике (Дети читают по учебнику вслух по вызову учителя).
-          Объясните последнюю пословицу.
-          А какие инструменты очень важны в работе плотника?
-          Прочитайте скороговорку про себя и приготовьтесь к чтению вслух.
ПИЛИ, ПИЛА, ПОКА ОСТРА (Хоровое чтение в медленном темпе, в быстром, индивидуально).
Найти слова с мягкими согласными.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:  Мы дрова сейчас распилим.
                                    Пилим, пилим, пилим, пилим.
                                    Раз-два, раз-два. Будут на зиму дрова.
Чтение письма Печкина (Учитель обыгрывает чтение письма. Оказывается, что в письме текст, данный в учебнике на стр. 84. Его написали дети, которые учатся тоже в первом классе и тоже учатся по такой же Азбуке).
Учитель читает текст письма, а дети следят за ним по учебнику.
Почему этот текст назвали «Скоро конкурс»?
Чтение детьми текста вслух по цепочке.
-          Кто нарисовал куклу?
-          Что нарисовал Павел?
-          У кого был кран?
-          Что на рисунке Полины?
-          А если бы у нас в классе был конкурс рисунков, чтобы вы нарисовали?
-          А вот Печкин нарисовал такие предметы (Дети рассматривают рисунки на странице 85).
-          Какая вещь здесь “лишняя”? Почему? (Кукла – это игрушка).
-          А какие ваши самые любимые игрушки? (Дети берут со стола свои игрушки. Два – три человека рассказывают о них).
-          А где вы взяли эти игрушки? (Многие их купили в магазине).

7.      Работа над текстом «Покупки» (страница 85).
1). Чтение парами: “ученики” читают текст “учителям”.
2). Повторное самостоятельное чтение. Выбрать слова с ударением на первом слоге (проверка).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Звучит медленная тихая музыка.
Руки опустите вниз, выровняйте спину. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!», и тоже тянется вверх. «Нет!» - решили они – «Мы две половинки одной горы, мы должны дружить, и сила в нас обеих». Потянулись вместе сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь.

8.      Работа в группах.
-В одной известной песенке говорится: «С голубого ручейка начинается река», а с улыбки что начинается? (Дружба). Вы хотите, чтобы у вас появились новые друзья, тогда давайте составим письмо и пошлём его в город Пензу в 1-ый класс, 1-ую школу и расскажем о нашем родном городе (Дети работают в группах, составляют предложения из отдельных слов. Во время работы звучит тихая музыка).
9.      Проверка. Дети по группам читают свои предложения (По мере чтения на магнитную доску прикрепляются полоски с напечатанными предложениями).
Мы живём в Санкт-Петербурге.
Это очень красивый город.
В нём много музеев.
Город построен на реке Нева.
По Неве ходят баржи и суда.
-          Что мы составили из предложений? (Рассказ).
-          О чём этот рассказ?
-          Давайте придумаем рассказу название (Дети предлагают варианты названий).
-          А почтальон Печкин придумал такое название (Учитель прикрепляет на доску полоску с названием «Наш город». Дети читают вслух хором название и весь составленный рассказ).
-          Найдите в тексте слова с буквой п (построен, Петербург).
-          Какая буква здесь обозначает два звука? Почему?

3. ИТОГ УРОКА

-          Посмотрите на свои открытки (Дети на разных этапах урока за активное участие и правильные ответы получали открытки). Что на них изображено? (наш город).
-          Давайте устроим выставку из открыток на доске (Дети выставляют на подставку свои открытки и называют, что изображено на них).
-          Когда мы выучим написание всех букв, мы напишем составленное нами письмо, возьмём эти открытки, упакуем в бандероль, пойдём на почту и отправим в далёкий город Пензу в 1-ый класс школы № 1.
-          Какое настроение у вас в конце нашего урока? На что оно похоже: на солнышко или тёмную тучку?

Комментариев нет: