. Блог учителя начальных классов МБОУ гимназии № 54 г.Краснодара: Басни И.А. Крылова

Бегущая строка

Здравствуйте! Надеюсь, информация, размещенная в моем блоге, будет для Вас полезна.

понедельник, 15 апреля 2013 г.

Басни И.А. Крылова


Цели урока:
- обобщить знания учащихся о баснях Крылова и жизни баснописца;
- продолжать формировать умение находить в баснях мораль, развивать память, внимание;
- расширять и обогащать словарный запас крылатыми выражениями из басен;
- воспитывать интерес к чтению, навыки общения, культуры поведения.
Оборудование:
1. На доске – эпиграф:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»
Нави Волырк
2.Выставка книг.
3.Выставка рисунков учащихся
4. Мешочек с предметами из басен
5. Картинки с изображением разных животных на доске.
6. Кроссворд демонстрационный
7. Диск з записью шумовых эффектов
8. Атрибуты для инсценировки  басен
9. Презентация
10. Раздаточный материал для учеников с текстами исследуемых басен, листы осознания.
11. Карточки для рефлексии.

Ход урока.
1.                  Орг. момент. (Звучит музыка)
У: Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с чтения слов на доске (прочитать про себя, вслух)
- Кому принадлежат эти слова? Как вы догадались? Ребята, Пушкин – поэт, Чайковский – музыкант, а Крылов кто?
- О чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.
2.         Мы сегодня заканчиваем работу по проекту «Вот так басни!»
- Как вы думаете, какая цель нашего урока?
3.         Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите слово «Басня»? (запись на доске слов)
- Дайте определение, что такое басня?
- А каким синонимом можно заменить слово «мораль»?
- На какой вопрос мы старались ответить в ходе работы над проектом? (На него мы ответим в конце урока.)

4.         Используя эти вопросительные слова, составьте вопросы, на которые мы уже можем ответить, подводя итоги работы над проектом.  
5.         А теперь давайте вспомним, как мы работали над проектом.
Стихи читают заранее подготовленные дети .
Мы недавно на уроке басни прочитали,
Необычные стихи заинтересовали.
Мы ходили в библиотеку, басни почитали,
Если было непонятно, руки поднимали.
Нас на группы разделили, фронт работ определили.
Эта группа много знает, жизнь Крылова изучает.

Группа №2 не хуже и работает с душой.
Все крылатые слова знаем мы теперь с тобой.
Где мораль у этой басни, в чем её большой секрет?
На сложнейшие вопросы эта группа даст ответ.
Басни дедушки Крылова будем помнить мы всегда,
Их идеи и героев не забудем никогда.

6.         Посмотрим, как вы все знаете и помните. Отправляемся прогуляться по городу басен и первая остановка. Сначала я хотела назвать ее биографическая, а потом решила назвать ее Невский проспект. Почему? (Мы будем говорить о жизни Крылова, а он 30 лет проработал в Публичной библиотеке, которая расположилась почти на Невском проспекте.)
(фото на слайдах)
Рассказ учащихся о жизни Крылова (использование кратко    презентации)
- А какие интересные факты из жизни писателя вы знаете?

7.         Вспомним названия басен (на доске картинки с изображением разных животных, нужно составить заглавия басен)
«Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Волк и журавль», «Щука и кот», «Свинья под дубом», «Стрекоза и муравей», «Чиж и голубь».
8.         Голубь – почтовая птица. И она нам принесла посылку. В ней лежат предметы из разных басен, отгадайте, как называются эти басни.
(Ларец, очки, сыр, зеркало, свирель)

9.         Отправляемся дальше гулять по городу басен. Отгадайте, как я назвала следующую остановку, прослушав стихотворение.

Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

- О чем мы будем говорить? Как называется следующая улица в городе басен?
Я назвала эту остановку Крылатый переулок. Есть такой переулок в нашем городе? Узнайте.
Работа в парах. (Продолжить крылатые выражения, дописать их до конца. Подчеркнуть то выражение, у которого другой источник, и в речь оно пришло не из басен Крылова)
- Объяснить значение нескольких выражений

10.       Физкультминутка (дыхательная гимнастика и упр. для глаз)

11.       Отправляемся дальше по городу басен. Одна из групп составляла интересные вопросы, кроссворды. Следующая остановка улица Зверинская,  потому что мы будем разгадывать кроссворд о зверях из басен, составленный девочками из 3 группы. Кстати, есть  такая улица  в Петербурге?  (разгадывание кроссворда)

12.       - Ну а теперь мы на Думской улице. Почему я так назвала эту остановку?
Вам придется подумать. Из какой басни эта мораль? Объясните ее смысл. (Учитель читает отрывки из басен с моралью, дети объясняют смысл слов)
13.       Инсценировка басен «Кукушка и петух», «Ворона и лисица». После просмотра инсценировок самостоятельная работа по вариантам.
Дети пишут на листках с тексом басен ответ, что высмеивает в баснях  Крылов, подчеркивают мораль басни.
14.       - Сейчас вы увидите инсценировку еще одной басни, но не до конца. Ваша задача, разделившись на группы, придумать конец басни, сказать, в чем ее мораль, составить пожелание главным героям (Инсценировка басни «Волк в деревне» (по мотивам басни «Волк и кот», работа в группах, звучит тихая музыка)
Повторная инсценировка окончания басни.
-Получилось ли у нас отгадать ход мыслей Крылова ?

15.       - Следующая остановка «Летний сад»  Почему мы сюда прибыли?
- В каких городах есть еще памятник Крылову?
- Люди не забывают великого баснописца, в чем же секрет его басен?
На доске ОТКРЫВАЕТСЯ слово «басня».
- Подберите для слова «басня» определения, которые выражают ваше отношение к басням и объясните свой выбор (следующие слова прикреплены на доску: веселые, поучительные, скучные, неинтересные, понятные, непонятные, любимые, полезные; дети выбирают слова и прикрепляют их рядом со словом «басня»)

16.       А теперь сделаем вывод, почему же басни до сих пор живут? В чем их секрет?
- Если бы Крылов жил в наше время, с какими людскими недостатками он бы боролся?

17.       Итог урока.
- Заполнить листки знания с вопросами.(Поставить +, _ , кружок, если не знают, как ответить)
- Я знаю биографию Крылова.
- Я знаю много басен  Крылова
- Я умею определять мораль басни
- Я смогу пользоваться крылатыми выражениями в своей речи.
- На ступеньках нарисуйте себя (человечка), на какой вы ступеньке к вершине знаний по этой теме?
- Поднимите руку, кто дошел уже до вершины знаний о баснях Крылова. Кто посередине? Мы будем работать над баснями в 4-5 классах.

18.       Домашнее задание.
- Узнайте, есть ли в нашем городе такие улицы и переулки на самом деле?
- Какой источник фразеологизма «После дождика в четверг»?
- Если бы Крылов жил в наше время, с какими людскими недостатками он бы боролся?

Комментариев нет: