Цели урока:
-
обобщить знания учащихся о баснях Крылова и жизни баснописца;
-
продолжать формировать умение находить в баснях мораль, развивать память,
внимание;
-
расширять и обогащать словарный запас крылатыми выражениями из басен;
-
воспитывать интерес к чтению, навыки общения, культуры поведения.
Оборудование:
1. На
доске – эпиграф:
«Люблю,
где случай есть, пороки пощипать»
Нави
Волырк
2.Выставка
книг.
3.Выставка
рисунков учащихся
4.
Мешочек с предметами из басен
5. Картинки
с изображением разных животных на доске.
6.
Кроссворд демонстрационный
7. Диск
з записью шумовых эффектов
8.
Атрибуты для инсценировки басен
9.
Презентация
10.
Раздаточный материал для учеников с текстами исследуемых басен, листы
осознания.
Ход
урока.
1.
Орг. момент. (Звучит музыка)
У:
Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с чтения слов на доске (прочитать про
себя, вслух)
-
Кому принадлежат эти слова? Как вы догадались? Ребята, Пушкин – поэт,
Чайковский – музыкант, а Крылов кто?
-
О чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.
2. Мы сегодня заканчиваем работу по
проекту «Вот так басни!»
-
Как вы думаете, какая цель нашего урока?
3. Какие ассоциации у вас возникают, когда
слышите слово «Басня»? (запись на доске слов)
-
Дайте определение, что такое басня?
-
А каким синонимом можно заменить слово «мораль»?
-
На какой вопрос мы старались ответить в ходе работы над проектом? (На него мы
ответим в конце урока.)
4. Используя эти вопросительные слова,
составьте вопросы, на которые мы уже можем ответить, подводя итоги работы над
проектом.
5. А теперь давайте вспомним, как мы
работали над проектом.
Стихи
читают заранее подготовленные дети .
Мы
недавно на уроке басни прочитали,
Необычные
стихи заинтересовали.
Мы
ходили в библиотеку, басни почитали,
Если
было непонятно, руки поднимали.
Нас
на группы разделили, фронт работ определили.
Эта
группа много знает, жизнь Крылова изучает.
Группа
№2 не хуже и работает с душой.
Все
крылатые слова знаем мы теперь с тобой.
Где
мораль у этой басни, в чем её большой секрет?
На
сложнейшие вопросы эта группа даст ответ.
Басни
дедушки Крылова будем помнить мы всегда,
Их
идеи и героев не забудем никогда.
6. Посмотрим, как вы все знаете и помните.
Отправляемся прогуляться по городу басен и первая остановка. Сначала я хотела
назвать ее биографическая, а потом решила назвать ее Невский проспект. Почему?
(Мы будем говорить о жизни Крылова, а он 30 лет проработал в Публичной
библиотеке, которая расположилась почти на Невском проспекте.)
(фото на слайдах)
(фото на слайдах)
Рассказ
учащихся о жизни Крылова (использование кратко
презентации)
-
А какие интересные факты из жизни писателя вы знаете?
7. Вспомним названия басен (на доске
картинки с изображением разных животных, нужно составить заглавия басен)
«Ворона
и лисица», «Слон и Моська», «Волк и журавль», «Щука и кот», «Свинья под дубом»,
«Стрекоза и муравей», «Чиж и голубь».
8. Голубь – почтовая птица. И она нам
принесла посылку. В ней лежат предметы из разных басен, отгадайте, как
называются эти басни.
(Ларец,
очки, сыр, зеркало, свирель)
9. Отправляемся дальше гулять по городу
басен. Отгадайте, как я назвала следующую остановку, прослушав стихотворение.
Со
школьной парты с ними мы сживались,
В
те дни букварь постигшие едва.
И
в памяти навеки оставались
Крылатые
крыловские слова.
-
О чем мы будем говорить? Как называется следующая улица в городе басен?
Я
назвала эту остановку Крылатый переулок. Есть такой переулок в нашем городе?
Узнайте.
Работа
в парах. (Продолжить крылатые выражения, дописать их до конца. Подчеркнуть то
выражение, у которого другой источник, и в речь оно пришло не из басен Крылова)
-
Объяснить значение нескольких выражений
10. Физкультминутка (дыхательная гимнастика и
упр. для глаз)
11. Отправляемся дальше по городу басен. Одна
из групп составляла интересные вопросы, кроссворды. Следующая остановка улица
Зверинская, потому что мы будем
разгадывать кроссворд о зверях из басен, составленный девочками из 3 группы.
Кстати, есть такая улица в Петербурге?
(разгадывание кроссворда)
12. - Ну а теперь мы на Думской улице. Почему
я так назвала эту остановку?
Вам
придется подумать. Из какой басни эта мораль? Объясните ее смысл. (Учитель
читает отрывки из басен с моралью, дети объясняют смысл слов)
13. Инсценировка басен «Кукушка и петух»,
«Ворона и лисица». После просмотра инсценировок самостоятельная работа по
вариантам.
Дети
пишут на листках с тексом басен ответ, что высмеивает в баснях Крылов, подчеркивают мораль басни.
14. - Сейчас вы увидите инсценировку еще
одной басни, но не до конца. Ваша задача, разделившись на группы, придумать
конец басни, сказать, в чем ее мораль, составить пожелание главным героям
(Инсценировка басни «Волк в деревне» (по мотивам басни «Волк и кот», работа в
группах, звучит тихая музыка)
Повторная
инсценировка окончания басни.
-Получилось
ли у нас отгадать ход мыслей Крылова ?
15. - Следующая остановка «Летний сад» Почему мы сюда прибыли?
-
В каких городах есть еще памятник Крылову?
-
Люди не забывают великого баснописца, в чем же секрет его басен?
На
доске ОТКРЫВАЕТСЯ слово «басня».
- Подберите для
слова «басня» определения, которые выражают ваше отношение к басням и объясните
свой выбор (следующие слова прикреплены на доску: веселые, поучительные,
скучные, неинтересные, понятные, непонятные, любимые, полезные; дети выбирают
слова и прикрепляют их рядом со словом «басня»)
16. А теперь сделаем вывод, почему же басни
до сих пор живут? В чем их секрет?
-
Если бы Крылов жил в наше время, с какими людскими недостатками он бы боролся?
17. Итог урока.
-
Заполнить листки знания с вопросами.(Поставить +, _ , кружок, если не знают,
как ответить)
-
Я знаю биографию Крылова.
-
Я знаю много басен Крылова
-
Я умею определять мораль басни
-
Я смогу пользоваться крылатыми выражениями в своей речи.
-
На ступеньках нарисуйте себя (человечка), на какой вы ступеньке к вершине
знаний по этой теме?
-
Поднимите руку, кто дошел уже до вершины знаний о баснях Крылова. Кто
посередине? Мы будем работать над баснями в 4-5 классах.
18. Домашнее задание.
-
Узнайте, есть ли в нашем городе такие улицы и переулки на самом деле?
-
Какой источник фразеологизма «После дождика в четверг»?
-
Если бы Крылов жил в наше время, с какими людскими недостатками он бы боролся?
Комментариев нет:
Отправить комментарий