Задачи:
- познакомить учащихся с многообразием уральских сказов;
- дать возможность почувствовать особенность этого жанра
литературы;
- развивать умение творческого пересказа;
- активизировать познавательный интерес учащихся;
- формировать личностно-ценностное отношение к истории
края, памяти предков.
Творческие задания к уроку:
- Самостоятельное чтение сказов П.Бажова, выбор самого
одного из них, подготовка творческого пересказа по группам с элементами
инсценирования.
- Подготовка костюма и приветственной речи Хозяйки Медной
горы.
- Подготовка костюма и танцевальной композиции
«Огневушки-поскакушки».
- Выполнение творческих работ декоративно-прикладного
характера: «малахитовая шкатулка», «каменный цветок», «ящерки для змеиной
горки», «костерок», «панорама уральского старинного поселка».
- Иллюстрирование сказов.
- Исследовательский проект «Уральский говорок» /архаизмы
в уральских сказах, словообразование с использованием суффиксов
уменьшительно-ласкательного значения и т.д.
Оформление: в классе устанавливаются
декорации старинного уральского поселка, пригорок, «костер», «змеиная горка».
Учащиеся
«превращаются» в деревенских ребятишек и усаживаются вокруг «огня». Роль
старого мастера, Хозяйки Медной горы и «мальца» - ведущего могут выполнять
заранее подготовленные ученики или родители.
Сценарий урока
Экспозиция: (под легкую народную
мелодию звучат слова уральской сказительницы Серафимы Власовой)
«Живут
еще кое-где на Урале старики – мастера сказы сказывать. Слова у них, точно
самоцветы – камешки драгоценные, без пустой породы, то с хитринкой, то с
присловицей. Слушаешь, и оживают пред тобой суровые горы, появляется хозяйка их
в малахитовом платье, гранильщики и камнерезы – люд мастеровой…»
Завязка: (появляется старик)
Старик: Вы, мальцы, чего тут
собрались-то?
Дети: А мы, дедо, к тебе пришли,
сказки слушать!
Старик: Эвон что! А я сказок-то и не
знаю вовсе… Про старинное житье-бытье, это вот помню…
Дети: Как не знаешь, дедо! А вчерась
нам про чугунную бабушку кто рассказывал?
Старик: То не сказка была, а сказ!
Разница большая!
Учитель: Ребята, а вы знаете, чем
сказ от сказки отличается?
/Учащиеся повторяют особенности
данного жанра /
Учитель: Ну, скажи нам сказ-то,
дедушка!
Старик: Ну, слушайте… Я еще в бабки
играл да змейки пускал, когда этот сказ слыхал. Теперь-то мне годов под сто, а
деду, который сказ сказывал, за сто. Вот и посчитайте, когда это было…
/Начинает сказ «Медной горы хозяйка»/
Разработка
Учитель: Дедо, а ты чего
замолчал-то?
Старик: Устал, сморился…Вы тут
посидите, а я пойду, прилягу…
Учитель: А давайте сами сказы
сказывать, кто какие знает!
/учащиеся заканчивают сказ «Медной
горы хозяйка»/
- Ребята, а кто еще про Хозяйку Медной
горы слыхал?
/творческий пересказ «Каменный
цветок»
с элементами кукольного
театра/
Беседа о главном персонаже уральских
сказов
- А кому еще Хозяйка помогла,
а кого не жаловала?
/В сказе «Малахитовая шкатулка»
помогла Танюшке, дочери Степана. В «Каменном цветке» Данилу-мастера к себе
забрала. Таютке зеркало подарила, а жадную баронессу наказала./
- Какие волшебства она может
совершить?
- Какие обычаи были у Медной горы
Хозяйки? /идти от нее надо не оглядываясь; женщин она в свои владения не
допускала/
- Какой же она персонаж,
отрицательный или положительный?
/ «Худому с ней встретится горе, да
и доброму – радости мало»/
- Кто же все-таки сумел победить
чары Хозяйки? /простая русская девушка Катерина, ее земная любовь: сказ «Горный
мастер»/
- Много мастеров по малахиту на
Урале есть… А про наших-то каслинских умельцев сказы знаете?
/творческий пересказ «Чугунная
бабушка»/
- Ой, ребята, что-то я в костер
загляделась, аж в глазах зарябило! Блазнит, будто девчонка какая-то из огня
платочком машет. Кто это?
/группа девочек исполняет танец
«Огневушки-поскакушки»/
- Если Огневушка перед кем спляшет,
добро или зло будет?
- А в каких еще сказах про
старателей, что золото добывают, речь ведется?
/творческий пересказ «Змеиный след»
с элементами кукольного театра /
- А про ребятишек-то малых сказы
слыхали? /Уч-ся вспоминают сказ «Серебряное копытце», который изучали во втором
классе. Возле творческой работы «Избушка Даренки» дети «находят» сладкий
сюрприз – конфеты «Серебряное копытце»/.
- А про кого Бажов так написал:
«Сама наградой прикатит, если заслужишь»?
/творческий пересказ «Голубая
змейка»/
- Что помогла понять детям голубая
змейка? /мудрые законы справедливости, взаимовыручки, поддержки/
Кульминация
/Из-за «змеиной горки» появляется
Хозяйка Медной горы/
- Ой, ребята, гляньте-ка, девка
какая-то в зеленом платье! Знать, это и есть Медной горы хозяйка!
Хозяйка Медной горы: Наслушалась я
нынче сказов ваших про меня, про камушки мои да про Урал. Любо мне было! За
слова мудреные вот вам подарок! /подает «малахитовую шкатулку»/ Пусть у вас все
это в памяти останется, крепко-накрепко! Про горы наши да мастерство уральское
людям дальше сказывайте! А коли у кого свои мысли про житье-бытье края
каменного появятся – записывайте да в шкатулочку эту складывайте. Дороже всех
богатств она будет!
Развязка
- Дорогие ребята! Наверняка от
сегодняшнего действа у вас осталось много впечатлений. Давайте их сохраним! На
этих «камешках» запишите свои мысли, развернув одно из следующих предложений:
- «Если бы я встретился с Хозяйкой Медной горы…»
- «Вот интересно, сплясала бы передо мной
Огневушка-поскакушка?»
- «Больше всего меня поразило мастерство…»
- «Если бы я увидел Серебряное копытце…»
- «А ко мне голубая змейка наградой прикатит?»
- Постарайтесь превратить свой
камешек в настоящий самоцвет.
/Дети записывают свои мысли,
творчески оформляют работу и опускают ее в подаренную шкатулку/
Финал
/учащиеся читают стихотворение Лидии
Преображенской
«Чудесный клад»/
Вы книгу раскрыли, читая,
Пусть автор еще не знаком,
Он рядом, он сказ начинает
Уральским своим говорком.
Народное меткое слово.
С хитринкой внимательный взгляд.
Хранят они мудрость народа,
Чудесный волнующий клад.
Все в книге любовью согрето.
И если вы сердцем чисты,
В шкатулку камней-самоцветов
Для вас превратятся листы.
Читай, перечитывай снова.
И слово алмазом сверкнет.
В нем, правда. И мудрость. И сила.
В нем сердце поэта живет.
Творческое домашнее задание: написать «Сказ о
чудной стреле» в манере П.П.Бажова. /Примерная завязка сюжета: «Есть на Урале
чудная стрела. Коли заденешь её наконечник магнитом, а потом камнем
драгоценным, стрела тебя к богатству приведет…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий