Мастер-класс:
«Династия Романовых и
культурное наследие России».
Слайд
1.
400 лет династии
Романовых
На отроке- и шапка Мономаха,
Тяжёл правителя страны венец!
Народ немало натерпелся страха,
Великой смуте наступил конец.
В стране потом начнутся перемены
Кровь окропит ещё не раз Престол.
Не всё Кремлёвские расскажут стены!
За бунтом –бунт, восстания, раскол.
Петра почины и дела- громады,
Правлений женских будет целый век,
Любых нашествий разобьют армады,
Освоят берега сибирских рек.
В страну единую войдут народы,
И кто вести их сможет счёт?!
Несли в другие страны мы свободу,
А у самих- самодержавный гнёт.
Не мог мальчишка удержать державы*,
Народ Великими иных назвал,
И Царь последний- Николай(Кровавый)
Со всей семьёй – на эшафот, в подвал.
Судьба династии прошла по кромке.
Переплелись названия все эти:
Ипатьев монастырь – на берегу Костромки,
И дом Ипатьева, что у Исети.
Тяжёл правителя страны венец!
Народ немало натерпелся страха,
Великой смуте наступил конец.
В стране потом начнутся перемены
Кровь окропит ещё не раз Престол.
Не всё Кремлёвские расскажут стены!
За бунтом –бунт, восстания, раскол.
Петра почины и дела- громады,
Правлений женских будет целый век,
Любых нашествий разобьют армады,
Освоят берега сибирских рек.
В страну единую войдут народы,
И кто вести их сможет счёт?!
Несли в другие страны мы свободу,
А у самих- самодержавный гнёт.
Не мог мальчишка удержать державы*,
Народ Великими иных назвал,
И Царь последний- Николай(Кровавый)
Со всей семьёй – на эшафот, в подвал.
Судьба династии прошла по кромке.
Переплелись названия все эти:
Ипатьев монастырь – на берегу Костромки,
И дом Ипатьева, что у Исети.
Сергей
Кузнецов-Неверский
- В этом году Россия отмечает
400-летие Династии Романовых. Именно этой теме будет посвящен наш мастер-класс
сегодня.
Как внеклассное мероприятие я проводила его в своем 4-м классе. Конечно, ребятам в этом возрасте трудно запомнить всю информацию и даже иллюстрации. И здесь я использовала одну из своих любимых методик – ассоциативного мышления. Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр. Поэтому при показе каждого слайда я просила ребят рассказать, какие ассоциации у них вызывает тот или иной памятник архитектуры. Некоторые примеры из них я приведу вам в ходе моего мастер-класса.
Как внеклассное мероприятие я проводила его в своем 4-м классе. Конечно, ребятам в этом возрасте трудно запомнить всю информацию и даже иллюстрации. И здесь я использовала одну из своих любимых методик – ассоциативного мышления. Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр. Поэтому при показе каждого слайда я просила ребят рассказать, какие ассоциации у них вызывает тот или иной памятник архитектуры. Некоторые примеры из них я приведу вам в ходе моего мастер-класса.
Невозможно охватить все культурное
наследие за такой период. Мы с ребятами, а сегодня с Вами рассмотрим, какие
явления, течения, новшества происходили в это время в светской и церковной
архитектуре в 17-18 веках.
- Я прошу Вас быть внимательными, т.к. после моего рассказа
мы поиграем.
-Итак,
17 век —
переломное время в истории Руси. Это столетие характеризуется важнейшими
изменениями во всех сферах общественной жизни. Происходило действительное
слияние всех древнерусских земель в единое целое.
Руководство искусством было
централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы,
живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных
дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где
объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была
непререкаемым авторитетом в области искусства.
Слайд 2.
Никольская церковь в Данилове. Продольный разрез
Борьба в искусстве в
огромной степени усиливалась воздействием народных художественных вкусов. В
результате влияния народного творчества господствовавшие формы обретали
особые черты.
Важные изменения претерпевало само
религиозное содержание искусства. Искусство сохраняло религиозный характер,
но вместе с тем все более и более проникалось светским началом. Все
усиливавшийся интерес художников к реальной жизни сообщал и архитектуре, и
живописи, и произведениям прикладного искусства черты необыкновенного
жизнелюбия.
Слайд 3.
Преображенская церковь погоста Кижи.
Одной из важных специфических черт
искусства 17 в. является пронизывающая его стихия декоративности. В
фантастически замысловатых узорах выражается жизнерадостность, горячий
интерес к окружающему. Порой декоративность кажется чрезмерной, но именно в
ней получили богатейшее развитие традиции народного творчества, его оптимизм,
его глубоко жизненная основа.
Процесс преодоления средневековых художественных форм,
очень динамичный и противоречивый, в конце концов привел к ломке традиционной
системы и возникновению в России на рубеже 17 и 18 вв. искусства нового
времени.
От
17 столетия сохранилось значительное количество светских построек. Среди них
первое место занимают Кремлевские терема Слайд 4. (1635—1636), выстроенные А. Константиновым,
Б. Огурцовым, Т. Шарутиныи и Л. Ушаковым. Внутренние помещения теремов,
дающие хорошее представление о покоях боярских хором, невелики и уютны. Слайд
5. Их стены и
своды были некогда покрыты нарядной декоративной росписью, исполненной под
руководством Симона Ушакова. ЩЕЛЧОК. В общем облике теремов сказалось
влияние народной деревянной архитектуры, формы которой широко использовались
в дворцовом строительстве этой эпохи.
Свидетельством
этого является сложный и пышный ансамбль деревянного царского дворца в
Коломенском, Слайд 6. который состоял из множества
различных по своему облику хором. Построенный в 1667—1668 гг. Коломенский
дворец отличался исключительной живописностью, богатством декоративной
отделки, причудливым разнообразием архитектурных форм.
Различие
тенденций в светской архитектуре 17 столетия ярко характеризуют каменные
постройки: Поганкины палаты в Пскове Слайд 7. (середина 17 в. и дом В. В. Голицына в
Москве ЩЕЛЧОК.
(около 1687 г.). Псковские палаты отличаются большим чувством пластичности
тяжелых архитектурных объемов. Лишенные какого бы то ни было декоративного
убранства, они характеризуют архаические тенденции в архитектуре века.
Напротив, дом Голицына всецело принадлежит 17 столетию. В его архитектуре
появились совершенно новые черты: строгая симметрия, четко выраженная
этажность, ясность и упорядоченность расположения декора. Большие окна
главного фасада, отделанные нарядными наличниками, придавали ему
импозантность и парадность.
Нарядный
характер светской архитектуры 17 в. имел аналогии и в храмовом строительстве.
С наибольшей определенностью новые черты проявляются в памятниках середины и
второй половины столетия. Яркий пример — храм Рождества в Путинках в Москве Слайд
8. (1649—1652). Пять венчающих его шатров
образуют сложную и живописную композицию. Декоративный момент в облике храма
сказывается в богатой отделке оконных наличников, в обилии ступенчатых арок и
различных украшений сложных шатровых завершений. Похожая на отделанную с
ювелирной тщательностью игрушку, Путинковская церковь как нельзя лучше
характеризует прихотливые вкусы своего времени.
Среди
архитектурных ансамблей 17 в. особое место принадлежит Кремлю Ростова
Великого Слайд 9.
-Здесь практически у всех ассоциации совпали – простор.
(1670—1683).
Строителем его был ростовский митрополит Иона Сысоевич. Своей резиденции он
придал вид крепости с высокими стенами и массивными башнями. Архитекторы
прорезали башни окнами с характерными для того времени наличниками и покрыли
их луковичными главками, а самое главное — они соединили башни с церквами,
сделав последние надвратными. Слайд 10. Центр Кремля не застроен; раньше там
был сад с прудом посредине. Митрополит мог, не спускаясь на землю, обойти все
свои покои и посетить все церкви. Расположенный на берегу озера Неро,
ростовский Кремль, как и многие другие ансамбли 17 в., отличается большой
живописностью. Несмотря на высоту стен и внушительность белых башен, он не
кажется суровым.
Одним
из значительных художественных центров стал в 17 столетии Ярославль, богатый
торговый город, выдвинувший первоклассных строителей. Здесь был выработан тип
посадской церкви. Среди ярославских храмов выделяются церкви Ильи Пророка Слайд
11. (1647—1650) и Иоанна Златоуста в Коровниках
(1649—1654). ЩЕЛЧОК.
-Какой математический признак мы
встречаем при сравнивании внешних обликов? (симметрия и асимметрия).
Церковь Ильи Пророка была главным
городским храмом Ярославля и во многом определила характер и лицо
ярославского зодчества. В противоположность многим сооружениям 17 в. она, как
и некоторые другие ярославские храмы, производит внушительное впечатление.
Важнейшей особенностью церкви Ильи
Пророка является живописность, сказавшаяся в асимметрии плана и свободном
расположении основных объемов.
Храм Иоанна Златоуста представляет
собой дальнейшее развитие архитектурных идей церкви Ильи Пророка. Особенности
ярославского зодчества как бы выступают здесь в своей классической чистоте.
Сочетание различных архитектурных форм более последовательно и строго, но
никак не лишает весь ансамбль декоративного богатства, живописности,
затейливой сказочности. Храм Иоанна Златоуста строго симметричен в плане.
Живописность всего ансамбля усиливается традиционной для ярославского
зодчества высокой колокольней.
В конце столетия строители
стремились ввести в свои сооружения элементы строгой логики и
последовательности. Проще становились планы храмов и яснее композиции
объемов; неукоснительно соблюдался принцип строгой
симметрии и ярусного членения.
Новые черты, предвосхищавшие
зодчество конца 17 в., отчетливо выступают в грандиозном храме
Ново-Иерусалимского монастыря Слайд 12. (1656—1685), где основное помещение было
покрыто огромным шатром, прорезанным многочисленными окнами.
Особенно сильно и ярко новые черты
проявились в ряде церквей, сооруженных близ Москвы на средства родственников
жены царя Алексея Михайловича — Нарышкиных. В «нарышкинских» храмах усилены
светские тенденции.
Великолепным
памятником «нарышкинского» стиля является церковь Покрова в Филях Слайд
13. (1690—1693), отличающаяся открытым
характером композиции. Свободная связь здания с окружающим пространством
подчеркнута не только обилием широких окон, но и оригинальным решением нижней
части церкви: на уровне второго этажа находится открытая галерея, на которую
ведут три широких лестничных марша. Многоярусность способствует динамичности,
но постепенный рост, устремленность вверх, задерживается декоративными
«гребешками», которые украшают каждый ярус. Решающим в ней является
вертикальный ритм, подчеркнутый белыми колонками.
Дальнейшее
развитие новый тип центрического храма получил в церкви Знамения в Дубровицах
Слайд 14. (1690—1704), с еще большей силой
утверждающей отказ от принципов архитектуры Древней Руси и торжество новых
эстетических идеалов.
Наряду с «нарышкинскими» храмами
важное место в русском зодчестве конца 17 в. занимают грандиозные соборы в
некоторых провинциальных городах. Слайд 15. Их фасад имел ясно выраженную
этажность, проемы ничем не отличались от окон светских зданий. Таков,
например, величественный Успенский, собор в Рязани (1693 —1699).
- Вместо физминутки я предлагаю Вам,
как это делали мои ученики, собрать пазлы и у вас получатся архитектурные
памятники, о которых мы говорили.
-
А сейчас, как я и говорила, мы с Вами
поиграем. Для этого я предлагаю Вам объединиться в группы. Я буду показывать
быстро еще раз фрагменты, а вы попробуйте написать, что это за памятники
архитектуры. Сайды
16, 17, 18
-
Теперь обменяйтесь между группами ответами и проверьте. Слайд 19.
Подводя итог
своего выступления, хочется отметить, что:
Рост декоративного начала внес
новые, положительные черты в искусство 17 в., но, декоративность снижала
высокий Этический смысл живописи и значительность архитектурного образа в
церковном зодчестве.
|
-СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИ! Слайд 20.
Комментариев нет:
Отправить комментарий