. Блог учителя начальных классов МБОУ гимназии № 54 г.Краснодара: Династия Романовых и культурное наследие России

Бегущая строка

Здравствуйте! Надеюсь, информация, размещенная в моем блоге, будет для Вас полезна.

суббота, 16 ноября 2013 г.

Династия Романовых и культурное наследие России



Мастер-класс:

«Династия Романовых и культурное наследие России».

Слайд 1.

400 лет династии Романовых

На отроке-  и шапка Мономаха,
Тяжёл правителя страны венец!
Народ немало натерпелся  страха,
Великой смуте наступил конец.

В стране потом начнутся перемены
Кровь окропит ещё не раз Престол.
Не всё Кремлёвские расскажут стены!
За бунтом –бунт, восстания, раскол.

Петра почины и дела- громады,
Правлений женских будет целый век,
Любых нашествий разобьют  армады,
Освоят берега сибирских рек.

В страну единую войдут народы,
И кто вести их сможет счёт?!
Несли в другие страны мы свободу,
А у самих- самодержавный гнёт.

Не мог мальчишка удержать державы*,
Народ Великими иных назвал,
И Царь последний- Николай(Кровавый)
Со всей семьёй – на эшафот, в подвал.

Судьба династии прошла по кромке.
Переплелись  названия  все  эти:
Ипатьев монастырь – на берегу Костромки,
И дом Ипатьева, что у Исети.

Сергей  Кузнецов-Неверский



 - В этом году Россия отмечает 400-летие Династии Романовых. Именно этой теме будет посвящен наш мастер-класс сегодня.
Как внеклассное мероприятие я проводила его в своем 4-м классе. Конечно, ребятам в этом возрасте трудно запомнить всю информацию и даже иллюстрации. И  здесь я использовала одну из своих любимых методик – ассоциативного мышления. Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр. Поэтому при показе каждого слайда я просила ребят рассказать, какие ассоциации у них вызывает тот или иной памятник архитектуры. Некоторые примеры из них я приведу вам в ходе моего мастер-класса.

Невозможно охватить все культурное наследие за такой период. Мы с ребятами, а сегодня с Вами рассмотрим, какие явления, течения, новшества происходили в это время в светской и церковной архитектуре в 17-18 веках.

- Я прошу Вас быть внимательными, т.к. после моего рассказа мы поиграем.

-Итак,

       17 век — переломное время в истории Руси. Это столетие характеризуется важнейшими изменениями во всех сферах общественной жизни. Происходило действительное слияние всех древнерусских земель в единое целое.
 Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.
 Слайд 2.
Никольская церковь в Данилове. Продольный разрез
 Борьба в искусстве в огромной степени усиливалась воздействием народных художественных вкусов. В результате влияния народного творчества господствовавшие формы обретали особые черты.
Важные изменения претерпевало само религиозное содержание искусства. Искусство сохраняло религиозный характер, но вместе с тем все более и более проникалось светским началом. Все усиливавшийся интерес художников к реальной жизни сообщал и архитектуре, и живописи, и произведениям прикладного искусства черты необыкновенного жизнелюбия.
 Слайд 3.
 Преображенская церковь погоста Кижи.
Одной из важных специфических черт искусства 17 в. является пронизывающая его стихия декоративности. В фантастически замысловатых узорах выражается жизнерадостность, горячий интерес к окружающему. Порой декоративность кажется чрезмерной, но именно в ней получили богатейшее развитие традиции народного творчества, его оптимизм, его глубоко жизненная основа.
Процесс преодоления средневековых художественных форм, очень динамичный и противоречивый, в конце концов привел к ломке традиционной системы и возникновению в России на рубеже 17 и 18 вв. искусства нового времени.
От 17 столетия сохранилось значительное количество светских построек. Среди них первое место занимают Кремлевские терема Слайд 4.  (1635—1636), выстроенные А. Константиновым, Б. Огурцовым, Т. Шарутиныи и Л. Ушаковым. Внутренние помещения теремов, дающие хорошее представление о покоях боярских хором, невелики и уютны. Слайд 5. Их стены и своды были некогда покрыты нарядной декоративной росписью, исполненной под руководством Симона Ушакова. ЩЕЛЧОК. В общем облике теремов сказалось влияние народной деревянной архитектуры, формы которой широко использовались в дворцовом строительстве этой эпохи.
Свидетельством этого является сложный и пышный ансамбль деревянного царского дворца в Коломенском, Слайд 6. который состоял из множества различных по своему облику хором. Построенный в 1667—1668 гг. Коломенский дворец отличался исключительной живописностью, богатством декоративной отделки, причудливым разнообразием архитектурных форм.
Различие тенденций в светской архитектуре 17 столетия ярко характеризуют каменные постройки: Поганкины палаты в Пскове Слайд 7.  (середина 17 в. и дом В. В. Голицына в Москве ЩЕЛЧОК. (около 1687 г.). Псковские палаты отличаются большим чувством пластичности тяжелых архитектурных объемов. Лишенные какого бы то ни было декоративного убранства, они характеризуют архаические тенденции в архитектуре века. Напротив, дом Голицына всецело принадлежит 17 столетию. В его архитектуре появились совершенно новые черты: строгая симметрия, четко выраженная этажность, ясность и упорядоченность расположения декора. Большие окна главного фасада, отделанные нарядными наличниками, придавали ему импозантность и парадность.
Нарядный характер светской архитектуры 17 в. имел аналогии и в храмовом строительстве. С наибольшей определенностью новые черты проявляются в памятниках середины и второй половины столетия. Яркий пример — храм Рождества в Путинках в Москве Слайд 8.  (1649—1652). Пять венчающих его шатров образуют сложную и живописную композицию. Декоративный момент в облике храма сказывается в богатой отделке оконных наличников, в обилии ступенчатых арок и различных украшений сложных шатровых завершений. Похожая на отделанную с ювелирной тщательностью игрушку, Путинковская церковь как нельзя лучше характеризует прихотливые вкусы своего времени.
Среди архитектурных ансамблей 17 в. особое место принадлежит Кремлю Ростова Великого Слайд 9.  
-Здесь практически у всех ассоциации совпали – простор.
(1670—1683). Строителем его был ростовский митрополит Иона Сысоевич. Своей резиденции он придал вид крепости с высокими стенами и массивными башнями. Архитекторы прорезали башни окнами с характерными для того времени наличниками и покрыли их луковичными главками, а самое главное — они соединили башни с церквами, сделав последние надвратными. Слайд 10. Центр Кремля не застроен; раньше там был сад с прудом посредине. Митрополит мог, не спускаясь на землю, обойти все свои покои и посетить все церкви. Расположенный на берегу озера Неро, ростовский Кремль, как и многие другие ансамбли 17 в., отличается большой живописностью. Несмотря на высоту стен и внушительность белых башен, он не кажется суровым.
Одним из значительных художественных центров стал в 17 столетии Ярославль, богатый торговый город, выдвинувший первоклассных строителей. Здесь был выработан тип посадской церкви. Среди ярославских храмов выделяются церкви Ильи Пророка Слайд 11.  (1647—1650) и Иоанна Златоуста в Коровниках (1649—1654). ЩЕЛЧОК.
-Какой математический признак мы встречаем при сравнивании внешних обликов? (симметрия и асимметрия).
Церковь Ильи Пророка была главным городским храмом Ярославля и во многом определила характер и лицо ярославского зодчества. В противоположность многим сооружениям 17 в. она, как и некоторые другие ярославские храмы, производит внушительное впечатление.
Важнейшей особенностью церкви Ильи Пророка является живописность, сказавшаяся в асимметрии плана и свободном расположении основных объемов.
Храм Иоанна Златоуста представляет собой дальнейшее развитие архитектурных идей церкви Ильи Пророка. Особенности ярославского зодчества как бы выступают здесь в своей классической чистоте. Сочетание различных архитектурных форм более последовательно и строго, но никак не лишает весь ансамбль декоративного богатства, живописности, затейливой сказочности. Храм Иоанна Златоуста строго симметричен в плане. Живописность всего ансамбля усиливается традиционной для ярославского зодчества высокой колокольней.
В конце столетия строители стремились ввести в свои сооружения элементы строгой логики и последовательности. Проще становились планы храмов и яснее композиции объемов; неукоснительно соблюдался принцип  строгой  симметрии  и  ярусного  членения.
Новые черты, предвосхищавшие зодчество конца 17 в., отчетливо выступают в грандиозном храме Ново-Иерусалимского монастыря Слайд 12.  (1656—1685), где основное помещение было покрыто огромным шатром, прорезанным многочисленными окнами.
Особенно сильно и ярко новые черты проявились в ряде церквей, сооруженных близ Москвы на средства родственников жены царя Алексея Михайловича — Нарышкиных. В «нарышкинских» храмах усилены светские тенденции.
Великолепным памятником «нарышкинского» стиля является церковь Покрова в Филях Слайд 13.  (1690—1693), отличающаяся открытым характером композиции. Свободная связь здания с окружающим пространством подчеркнута не только обилием широких окон, но и оригинальным решением нижней части церкви: на уровне второго этажа находится открытая галерея, на которую ведут три широких лестничных марша. Многоярусность способствует динамичности, но постепенный рост, устремленность вверх, задерживается декоративными «гребешками», которые украшают каждый ярус. Решающим в ней является вертикальный ритм, подчеркнутый белыми колонками.
Дальнейшее развитие новый тип центрического храма получил в церкви Знамения в Дубровицах Слайд 14.  (1690—1704), с еще большей силой утверждающей отказ от принципов архитектуры Древней Руси и торжество новых эстетических идеалов.
Наряду с «нарышкинскими» храмами важное место в русском зодчестве конца 17 в. занимают грандиозные соборы в некоторых провинциальных городах. Слайд 15. Их фасад имел ясно выраженную этажность, проемы ничем не отличались от окон светских зданий. Таков, например, величественный Успенский, собор в Рязани (1693 —1699).
- Вместо физминутки я предлагаю Вам, как это делали мои ученики, собрать пазлы и у вас получатся архитектурные памятники, о которых мы говорили.
- А сейчас, как я и говорила, мы с Вами поиграем. Для этого я предлагаю Вам объединиться в группы. Я буду показывать быстро еще раз фрагменты, а вы попробуйте написать, что это за памятники архитектуры. Сайды 16, 17, 18
- Теперь обменяйтесь между группами ответами и проверьте. Слайд 19.
Подводя итог своего выступления, хочется отметить, что:
Рост декоративного начала внес новые, положительные черты в искусство 17 в., но, декоративность снижала высокий Этический смысл живописи и значительность архитектурного образа в церковном зодчестве.

-СПАСИБО ЗА ВНИМАНИ!    Слайд 20.

Комментариев нет: