. Блог учителя начальных классов МБОУ гимназии № 54 г.Краснодара: 2 класс. Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка.

Бегущая строка

Здравствуйте! Надеюсь, информация, размещенная в моем блоге, будет для Вас полезна.

понедельник, 15 апреля 2013 г.

2 класс. Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка.



Цели:
  • Показать учащимся богатство русского языка.
  • Закреплять знания по изученным темам.
  • Способствовать развитию речи, мышления, творческой активности.
  • Воспитывать любовь к русскому языку.


Оборудование: картина И.Левитана “Весна”, симфония Вивальди “Весна”, ТСО.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!

II. Постановка задачи.
Звучит музыка Вивальди “Весна”. На доске картина И.Левитана “Весна”. Учитель читает стихотворение Е.Баратынского:
Весна! Весна! Как воздух чист.
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
Учитель. Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия. Каким одним словом можно все это объединить? (Весна)
– Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова весна? Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат. Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово весна с точки зрения разных разделов русского языка. А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).
III. Объяснение нового материала
Лексика.
– Что такое весна? (Весна – время года, следующее за зимой.)
– Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова). Переносное значение слова весна: "весна жизни" ("молодость жизни").
Орфография – наука о правильном письме.
ВЕСНА
– Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова).
– Запишите еще два слова с этой орфограммой.
– Запишите в тетради текст, исправив ошибки:
Раса сверкает натрове. Блистят глаткие маладые листя бирезы. (9 ошибок)
Проверка выполнения задания. Дети объясняют орфограммы в словах.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударный слог.
Задание. Выбрать транскрипцию к слову весна.
[ весна ] [ в’исна ] [ висна ] [ вэсна ]
– Сколько слогов?
– На какой слог падает ударение?
– Сколько букв, звуков?
– Сколько гласных звуков; согласных звуков?
– Как можно перенести слово?
– Придумай слово, в котором столько же букв и звуков.
Словообразование – раздел науки о языке, изучает стороение слов и способы их образования.
Задание. Выбрать родственные слова к слову весна.
весны
весенний
весело
весовщик
веснянка
веснушка.
Морфемный разбор слова: Придумай слово с таким же составом.
Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.
– Какой частью речи является слово весна? (Существительное)
– Что вы знаете о существительном?
*Тест по теме: “Имя существительное.”
1. Имя существительное обозначает:
а) признак предмета;
б) действие;
в) предмет.
В
2. Имя существительное отвечает на вопрос:
а) Что делает?
б) Какой? Какое?
е) Кто? Что?
Е
3. Имена существительные бывают:
а) м.р., ж.р.;
б) ж.р., с.р.;
с) м.р., ж.р., с.р.
С
4. Имена существительные изменяются:
а) по родам;
н) по числам и падежам.
Н
5. Имя существительное в предложении:
а) подлежащее и второстепенный член;
б) сказуемое.
А
Самопроверка – должно получиться слово ВЕСНА.
Выберите морфологические признаки этого существительного :
одушевленное – 1;
неодушевленное – 2;
собственное – 3;
нарицательное – 4;
ед. число – 5; 2 4 5 7

мн. число – 6;
ж. род –7;
с. род – 8;
м. род – 9.
Синтаксис – изучает словосочетание и предложение.
Составить словосочетание:
I вариант.
(прил. + сущ.)
II вариант.
(гл. + сущ.)
ранняя весна
чудесная весна
дружная весна
голубая весна
люблю весну
говорю о весне
Разбор предложения у доски.
– Придумайте сами предложение о весне.
Учитель. О весне народ сложил много пословиц, поэты пишут стихотворения, писатели произведения о весне. Вам необходимо восстановить текст: “Подснежник”. Определите, где начальная часть текста, где средняя, где концовка. Соберите текст.
ПОДСНЕЖНИК
Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Нет не рано; пора, пора – запели птички. Вот так и наступила весна. Разбудило солнышко лес.
Звучит музыка.
Учитель. Все оживает весной, все тянется к свету, к солнцу. Вот лопнула почка – и показался молоденький листочек; вот высунул из-под земли крохотную головку росток – это выглянул первый весенний цветок. Вот пробежал по своим делам муравьишка. Куда он торопится? Вот выполз жук… Все для них ново на земле, незнакомо. Они оглядываются, знакомятся с миром. Что они чувствуют? О чем думают? Какие вопросы задают друг другу? Нравится ли им весна, солнце?
III. Домашнее задание.
Cоставляем сборник “Сказки весны”: сочините весеннюю историю о солнышке, о цветке, о молоденьком листочке, о муравье, о жучке.
IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?