Цели:
- Показать учащимся богатство русского языка.
- Закреплять знания по изученным темам.
- Способствовать развитию речи, мышления, творческой активности.
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: картина И.Левитана “Весна”, симфония Вивальди “Весна”, ТСО.
ХОД
УРОКА
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок
(диалог учителя и учащихся).
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
Звучит музыка Вивальди “Весна”. На
доске картина И.Левитана “Весна”. Учитель читает стихотворение Е.Баратынского:
Весна! Весна! Как воздух чист.
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
Учитель. Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное
искусство, поэзия. Каким одним словом можно все это объединить? (Весна)
– Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова весна? Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат. Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово весна с точки зрения разных разделов русского языка. А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).
– Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова весна? Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат. Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово весна с точки зрения разных разделов русского языка. А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).
III. Объяснение нового материала
Лексика.
– Что такое весна? (Весна – время
года, следующее за зимой.)
– Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова). Переносное значение слова весна: "весна жизни" ("молодость жизни").
– Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова). Переносное значение слова весна: "весна жизни" ("молодость жизни").
Орфография – наука о правильном письме.
ВЕСНА
– Какая орфограмма в этом слове? (Безударная
гласная в корне слова).
– Запишите еще два слова с этой орфограммой.
– Запишите в тетради текст, исправив ошибки:
– Запишите еще два слова с этой орфограммой.
– Запишите в тетради текст, исправив ошибки:
Раса сверкает натрове.
Блистят глаткие маладые листя бирезы.
(9 ошибок)
Проверка выполнения задания. Дети
объясняют орфограммы в словах.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка,
ударный слог.
Задание. Выбрать транскрипцию к слову весна.
[ весна ] [ в’исна ] [ висна ] [
вэсна ]
– Сколько слогов?
– На какой слог падает ударение?
– Сколько букв, звуков?
– Сколько гласных звуков; согласных звуков?
– Как можно перенести слово?
– Придумай слово, в котором столько же букв и звуков.
– На какой слог падает ударение?
– Сколько букв, звуков?
– Сколько гласных звуков; согласных звуков?
– Как можно перенести слово?
– Придумай слово, в котором столько же букв и звуков.
Словообразование – раздел науки о языке, изучает стороение слов и способы их
образования.
Задание. Выбрать родственные слова к слову весна.
весны
весенний
весело
весовщик
веснянка
веснушка.
весенний
весело
весовщик
веснянка
веснушка.
Морфемный разбор слова:
Придумай слово с таким же составом.
Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть
речи.
– Какой частью речи является слово весна?
(Существительное)
– Что вы знаете о существительном?
– Что вы знаете о существительном?
*Тест по теме: “Имя
существительное.”
1. Имя существительное обозначает:
а)
признак предмета;
б) действие; в) предмет. |
В
|
2. Имя существительное отвечает на
вопрос:
а)
Что делает?
б) Какой? Какое? е) Кто? Что? |
Е
|
3. Имена существительные бывают:
а)
м.р., ж.р.;
б) ж.р., с.р.; с) м.р., ж.р., с.р. |
С
|
4. Имена существительные
изменяются:
а)
по родам;
н) по числам и падежам. |
Н
|
5. Имя существительное в
предложении:
а) подлежащее и второстепенный
член;
б) сказуемое. |
А
|
Самопроверка – должно получиться
слово ВЕСНА.
Выберите морфологические признаки
этого существительного :
одушевленное – 1;
неодушевленное – 2;
собственное – 3;
нарицательное – 4;
ед. число – 5; 2 4 5 7
мн. число – 6;
ж. род –7;
с. род – 8;
м. род – 9.
неодушевленное – 2;
собственное – 3;
нарицательное – 4;
ед. число – 5; 2 4 5 7
мн. число – 6;
ж. род –7;
с. род – 8;
м. род – 9.
Синтаксис – изучает словосочетание и
предложение.
Составить словосочетание:
I вариант.
(прил. + сущ.) |
II вариант.
(гл. + сущ.) |
ранняя весна
чудесная весна дружная весна голубая весна |
люблю весну
говорю о весне |
Разбор предложения у доски.
– Придумайте сами предложение о
весне.
Учитель. О весне народ сложил много пословиц, поэты пишут
стихотворения, писатели произведения о весне. Вам необходимо восстановить
текст: “Подснежник”. Определите, где начальная часть текста, где средняя, где
концовка. Соберите текст.
ПОДСНЕЖНИК
Растопило снежинку на верхушке
сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где
она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок.
Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Нет не рано; пора, пора –
запели птички. Вот так и наступила весна. Разбудило солнышко лес.
Звучит музыка.
Учитель. Все оживает весной, все тянется к свету, к солнцу. Вот
лопнула почка – и показался молоденький листочек; вот высунул из-под земли
крохотную головку росток – это выглянул первый весенний цветок. Вот пробежал по
своим делам муравьишка. Куда он торопится? Вот выполз жук… Все для них ново на
земле, незнакомо. Они оглядываются, знакомятся с миром. Что они чувствуют? О
чем думают? Какие вопросы задают друг другу? Нравится ли им весна, солнце?
III. Домашнее задание.
Cоставляем сборник “Сказки весны”:
сочините весеннюю историю о солнышке, о цветке, о молоденьком листочке, о
муравье, о жучке.
IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?