Ц е л и :
Обучающие: развитие фонематического
слуха, формирование умения использования
мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине
слова.
Воспитательные: формирование
правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств,
эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие: формирование и развитие
умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения,
сообразительности.
Используемые методы:
1.
наглядные,
2.
частично-поисковые;
3.
практические;
4.
проблемные.
Наглядность:
1.
карточки
в форме солнышка и тучки;
2.
карточки
для словарной работы;
3.
карточки
со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
4.
карточки
со схемами позиций мягкого знака;
5.
наглядность
значений слова «соль»
I. Орг.момент.
- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте
поздороваемся с ними.
- Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из
всех уроков в начальной школе.
II. Цели урока (психологическая минутка).
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с
хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
- У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек
отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а
не очень хорошее – тучками.
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе
постараемся его исправить.
А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.
Мягкий
знак в середине и в конце слова.
- Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать
новое и интересное и мягком знаке?
- Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно
пригодится в вашей непростой школьной жизни.
- Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.
III. Чистописание:
Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях
заранее, три ученика читают стихи по две строчки:
Я
тетрадь свою открою
И
наклонно положу.
Я,
друзья, от вас не скрою
Ручку я
вот так держу.
Сяду
прямо, не согнусь,
За
работу я возьмусь.
Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.
- Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?
- Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском
алфавите? (одна)
- Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с
выходом на соединение и без)
- Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)
- Где может стоять второй знак (в конце слова)
- Итак, сначала все пропишем в воздухе.
- А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети
пишут)
- А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот
как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)
- Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)
- Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у
вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.
- Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.
- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её
так назвали – талантливая?
- у неё
нет собственного звука,
- но
может влиять на звук, стоящий перед ней,
- не
может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.
- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:
Мягкий
знак – хитрый знак
Не
сказать его никак.
Он не
произносится,
Но в
слово часто просится.
Почему у
дома угол
Превратился
сразу в уголь?
Без
пожара, просто так?
Это
сделал мягкий знак!
- Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).
- Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове
уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)
- Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное
слово - скажешь)
- Давайте эти слова запишем на второй строчке.
уголь ск_збть - скбжешь
IV. Словарная работа:
- Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная,
которую можно проверить)
- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми
безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)
- Почему (проверяем по словарю).
- Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка,
пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).
- Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.
- А слова с мягким знаком в середине? Назовите.
- Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают
на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?
У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети
пишут в тетрадях.
кто?
учитель
девочка
медведь
мальчик
|
что?
тетрадь
пальто
морковь
коньки
|
- Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).
- Какие слова отвечают на вопрос Кто?
- Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий
знак? (звук мягкий)
Аналогичная работа со словами из второго столбика.
- Какой вывод мы можем сделать?
Мягкий знак
пишется в словах отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова,
когда согласный звук произносится мягко.
- Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее?
(девочка)
- Почему? (без мягкого знака
чк-чн – мягкий знак не пишется)
- Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает
незаконченную схему). На перемене в
класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла
половину хорошего и полезного правила.
- Давайте восстановим это правило полностью.
ЧК
ЧН Ь НЧ
ЩН НЩ
В сочетаниях чк,
чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.
V. Физминутка.
Вот
заинька маленький.
Начал
заинька скакать.
Прыгать
заинька горазд.
Он
подпрыгнул десять раз.
- Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий
знак? (заинька, прыгать, десять, маленький)
- Почему в этих словах пишется мягкий знак?
- А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет, признак и
действие)
Вывод: Мягкий знак
пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.
VI. Звуко-буквенный анализ слова.
- Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с
мягким знаком.
- А почему говорят «Соль дела, соль урока»?
- Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по
буквам и звукам.
Звуко-буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.
Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.
[ с ] – согл., тверд., глух., парн.
[ о ] – гл., уд.
[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.
[ - ] .
4 б., 3 зв.
- Почему букв здесь больше, чем звуков?
Вывод: Мягкий знак
не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.
Физминутка (вправо, влево, вверх, вниз)
VII. Работа с предложением.
- Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает?
(полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)
- Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд –
про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.
- Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.
- А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела
ноту соль.» (комментирует один ученик)
Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь
слышать и правильно писать.
VIII. Работа в парах.
- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким
знаком в середине и на конце слова.
- У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и
вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где –
нет.
1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке
2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_
Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически.
Потом записывают предложения,
прошёптывая каждое слово.
Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не
всё – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения и ученики проверяют
друг друга парами:
Игорь
поймал на речке пять окуньков.
На улице
началась сильная метель.
- Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?
- А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?
Физминутка «Надуваем шарик»
(надуваем – большой, перестали – маленький)
- В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)
- Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по
смыслу)
IX. Итоги урока.
- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?
- А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем
пишется мягкий знак)
- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому
было легко? А кому трудно?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку,
которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы
справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского
языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
- Спасибо всем. Урок закончен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий