Цели
урока: - помочь детям усвоить,
что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.
- закрепить знания детей по правописанию слов
с сочетаниями чк, чн.
1.
Орг.момент.
- Дорогие ребята!
Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте
поприветствуем их. Садитесь, ребята.
- Посмотрите за
окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная
погода не пробралась к нам в класс.
-
Мне кажется, что кто-то
не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть?
(показываю).
-
Что закрыла
тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно
вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.
-
Тучка. Какой звук
вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)
-
Давайте найдем
эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.
-
Что мы знаем о
букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.
-
Молодцы. Тучка
открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.
-
Давайте будем
любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.
-
Ребята, а тучка
не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило
встретилось в слове тучка? (чк пишется
без ь)
-
Почему мы не
пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква
ч? (н - чн)
-
Запишем эти два
сочетания на следующей строке.
-
Что вы написали
на второй строчке? (чк, чн)
-
Слова с
сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.
3.
Словарная работа.
-
Подул ветерок,
наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от
какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.
-
В осеннем лесочке
стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)
-
Правильно, это
береза. Как вы догадались?
-
Произнесем слова
по слогам. (Показываю на доске).
-
Давайте запишем
это словарное слово. (Словарь: береза,)
-
Посмотрите
внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (слог с гласной ё)
-
Какую букву мы
должны запомнить? (е)
-
Мы знаем много
словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка - показываю
карточку с закрытой буквой о)
-
Запишите это
слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.
-
Проверьте то, что
вы написали.
-
Вывод: чк, чн
встречается и в словарных словах.
4.
Работа над пройденным материалом.
-
Снова подул
ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где
живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает
“Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить
слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.
-
Запишите слова в
два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.
чк
точка
ночка
печка
|
чн
точно
срочно
срочно
|
-
Проверим.
5. Физминутка.
“Бывает – не бывает”
Веточка съела девочку (садимся)
Леночка взяла скалочку (руки вверх, голову
вниз)
Сказочный домик из шоколада.
6.
Упражнения по развитию устной и письменной речи.
-
Посмотрите!
Озорник ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении.
Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.
-
Давайте вернем
слова на свои места. (на доске Ряба снесла яичко курочка.)
-
Какое предложение
у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко)
-
Какое правило мы
должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в
конце ставится точка).
-
Какие правила
встретились? Подчеркните их. (чк, Р – большая буква).
-
Из какой сказки
это предложение? (Курочка Ряба)
-
Молодцы. А из
какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).
-
А чем закончилась
эта сказка?
-
Что помогло
героям сказки вытащить репку? (работали вместе, дружно).
7.
Работа с карточками в парах.
-
Вот и мы с вами
работаем дружно, потому у нас все получается. А сейчас мы будем работать в
парах – на стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно
прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу.
Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.
Слова: синички, птички, червячки, кусочки,
сучки.
-
Проверьте
друг у друга.
8.
Дидактическая игра.
-
Мы хорошо
поработали, а теперь отдохнем, поиграем и играя, поучимся. (на доске слово ТОЧКА)
-
Измените слово
(первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например:
точка – бочка.
-
Чем похожи по
написанию эти слова. (точка – бочка- кочка – почка – ночка).
9.
Подведение итогов урока.
-
Чему мы научились
сегодня на уроке? Зачем нам это нужно?
-
У вас на столе
листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках, исправьте и вложите в тетрадь.
(домик с тремя окошками: чк чн ь )
-
Делаем вывод:
мягкий знак не может жить в одном доме с
чк и чн!
Комментариев нет:
Отправить комментарий