Цели и задачи:
- познакомить с категорией времени глагола;
- дать понятия «настоящее», «прошедшее», «будущее» время глагола;
- развивать умение различать глаголы в форме настоящего времени;
- развивать орфографическую зоркость, речь, умение сравнивать и делать выводы, обогащать словарный запас;
- воспитывать чуткое отношение к языку, умение работать в парах.
Оборудование:
- ноутбук, интерактивная доска, диск с записью слайдов, экран;
ХОД
УРОКА
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний
Что без меня предметы? Лишь
название.
Но я приду – все в действие придет,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
Но я приду – все в действие придет,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
- О какой части речи говорится?
- Почему в стихотворении сказано,
что «все в действие придет»?
/Глаголы обозначают действие
предмета./
- Значит, слова думать, мечтать,
мерзнуть не глаголы?
/Это – глаголы, но обозначают они не
действие предмета, а состояние./
III. Постановка проблемы,
формулирование темы урока
Сравните предложения:
Слайд
2
- Что вы можете сказать о том, как
протекают действия и состояния, которые называют глаголы?
/Действия и состояния, которые
называют глаголы, могут протекать во времени./
- Как вы думаете, какова тема нашего
сегодняшнего урока?
- Да, сегодня в рубрике «Как устроен
наш язык» мы поговорим о такой категории глагола как время.
Этот хитренький глагол
Себе время изобрел.
«Ухожу», – кричит сегодня.
«А вчера, – кричит, – ушел».
«Завтра, – скажет, – я уйду!»
Позавидуйте ему.
Себе время изобрел.
«Ухожу», – кричит сегодня.
«А вчера, – кричит, – ушел».
«Завтра, – скажет, – я уйду!»
Позавидуйте ему.
- Почему другие части речи могут
«позавидовать» глаголу?
/Категория времени есть только у
глаголов./
- Как вы думаете, почему сказано,
что действия и состояния, которые называет глагол, могут протекать во
времени? /Предположения детей./
- В этом мы попытаемся разобраться
на уроке чуть позже.
IV. Работа над новым материалом
- Выпишите из предложений (Слайд 2)
в тетрадь рядом со словом настоящее глаголы, называющие действие
(состояние), которые происходят сейчас; рядом со словом прошедшее –
глаголы, обозначающие действие (состояние), которые уже были; рядом со словом будущее
– глаголы, обозначающие действие (состояние), которые произойдут в будущем.
Приведите 2-3 своих примера.
- Какой можно сделать вывод?
- Сравните ваши выводы с
формулировкой языкового закона (правила) на стр. 115 учебника.
- Что является ключевой точкой для
определения времени глагола?
/Момент речи./
Слайд
3
- Опираясь на эту схему, скажите, в
форме какого времени глагол указывает
на то, что действие совершается в
момент речи.
/В форме настоящего времени./
На слайде появляется слово
«настоящее».
- На что указывает глагол в форме
прошедшего времени?
/Глагол в форме прошедшего времени
указывает, что действие совершалось до момента речи./
На слайде появляется слово
«прошедшее».
-А на что указывает глагол в
форме будущего времени.
/Глагол в форме будущего времени
указывает, что действие будет совершаться после момента речи./
На слайде появляется слово
«будущее».
Слайд
4
- Подберите и запишите к данным
именам существительным несколько глаголов – «оживите картину».
Слайд
5
- Как вы думаете, может ли
вопрос глагола помочь определить его время?
- Сегодня мы более подробно
рассмотрим глаголы настоящего времени.
V. Закрепление (работа по учебнику)
3-4 ученика объясняют, почему они
считают, что глаголы в упражнении настоящего времени. Затем работа выполняется
самостоятельно.
Взаимопроверка выполненного
упражнения (работа в парах).
Слайд
6
- Что вы можете сказать о категории
вида выписанных глаголов?
/Все эти глаголы несовершенного
вида./
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- Выберете из выписанных вами
глаголов глагол 2 спряжения, который относится к группе исключений.
/Гонит./
- Какие глаголы еще входят в эту
группу? Что нужно помнить, чтобы писать правильно их личные окончания?
- Проспрягайте глагол гонит
в единственном числе настоящего времени, запишите в таблицу, выделите
окончания.
/Я гоню, ты гонишь, он
гонит./
- Проспрягайте этот же глагол
в форме будущего времени, запишите в таблицу, выделите окончания.
/Я буду гнать, ты будешь
гнать, он будет гнать./
- Попробуйте сделать аналогичную
работу с глаголом гнать в форме прошедшего времени.
/Я гнал, ты гнал, он гнал./
- Что вы заметили?
/В форме прошедшего времени
изменение по лицам не происходит./
- На то, что личное окончание глагола является показателем настоящего или будущего времени, обращают ваше внимание авторы учебника в рубрике «Это важно знать» на стр. 116. Прочитайте об этом.
- Это новое знание поможет вам
выполнить упражнение 2 на стр. 116.
- А какого вида глагол «гнать»?
/Несовершенного./
- От глагола «гнать» образуйте
однокоренные глаголы приставочным способом.
/Догнать, перегнать, загнать,
отогнать, разогнать и др./
- Какой вид у образованных вами
глаголов? /Совершенный./
- Попробуйте образовать временные
формы любого из этих глаголов.
- Столкнулись ли вы с какими-нибудь
трудностями при образовании временных форм глаголов совершенного вида?
/Не получается образовать форму
настоящего времени./
- Как вы думаете, почему?
/Потому что глагол совершенного вида
обозначает действие, которое либо завершено (оно совершилось), либо совершится,
но в момент речи совершаться не может./
- А это новое знание поможет
выполнить упражнение «по выбору» на стр. 116 тем, кому нравятся задания
посложнее.
Самостоятельное
выполнение упражнений.
- Вот как с упражнением 2 на
стр. 116 справился Коля (вымышленный персонаж). Проверьте, правильно ли
выполнил он работу?
Слайд
7
Дети находят и исправляют ошибку,
сверяют со своей работой.
- Как вы рассуждали, выполняя
упражнение?
- Ребята, выполнявшие «задание по выбору»,
расскажите о своей работе. Какие «тайны языка» вам пришлось раскрыть, с какими
трудностями встретились? Объясните эту «тайну» своим одноклассникам.
- От всех ли глаголов, стоящих в
начальной форме смогли образовать форму настоящего времени 2 лица единственного
числа? Почему?
-От каких глаголов смогли образовать
форму настоящего времени 2 лица единственного числа? Почему?
/Гудеть – (ты что делаешь?) гудишь,
жужжать – (ты что делаешь?) жужжишь, дышать – (ты что делаешь?) дышишь,
благодарить – (ты что делаешь?) благодаришь. Все эти глаголы несовершенного
вида./
- Вначале урока мы говорили о том,
что действия и состояния, которые называет глагол, могут протекать во
времени. Я особо выделяю слово «могут». Это значит, что действия могут
и не протекать во времени.
- Сейчас мы с вами откроем еще одну
«тайну языка».
Слайд
8
- Как вы думаете, что может
связывать эти слова?
/Река Кубань впадает в Азовское
море./
Слайд
9
- В какой временной форме стоит
глагол? Какой вид этого глагола?
/Глагол стоит в форме настоящего
времени. Этот глагол несовершенного вида./
- То есть это действие происходит в
момент речи?
- Попробуйте поставить этот глагол
настоящего времени в форму прошедшего или настоящего времени. Что у вас
получилось?
/Река Кубань впадала в Азовское море.
Река Кубань будет впадать в Азовское море./
- Имеют ли эти предложения смысл?
/Эти предложения смысла не имеют,
потому что, если река Кубань впадала в Азовское море, то сейчас она не впадает
и будущем впадать не будет. А если будет впадать, то раньше не впадала и сейчас
не впадает./
- Какой можно сделать вывод?
/Глаголы в настоящем времени могут
называть действие, которое совершается постоянно, всегда./
- Об этом мы еще будем говорить на
последующих уроках.
VI. Подведение итогов
- Какие новые «тайны языка» вы
сегодня смогли открыть на уроке?
- С какими затруднениями вы
столкнулись?
- Оцените свою работу на уроке:
выберите карточку, которая показывает, довольны ли вы собой. (Работа с
карточками настроения.)
- Как вы оцениваете работу класса на
уроке?
- Чью работу на уроке вы бы
отметили?
VII. Домашнее задание
Упражнение 4 стр. 117. Из текста упражнения вам
нужно будет выписать все глаголы в форме настоящего времени, определить вид и
лицо глаголов, выделить окончания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий