. Блог учителя начальных классов МБОУ гимназии № 54 г.Краснодара: 4 класс. Настоящее время глагола.

Бегущая строка

Здравствуйте! Надеюсь, информация, размещенная в моем блоге, будет для Вас полезна.

понедельник, 15 апреля 2013 г.

4 класс. Настоящее время глагола.



Цели и задачи:
  • познакомить с категорией времени глагола;
  • дать понятия «настоящее», «прошедшее», «будущее» время глагола;
  • развивать умение различать глаголы в форме настоящего времени;
  • развивать орфографическую зоркость, речь, умение сравнивать и делать выводы, обогащать словарный запас;
  • воспитывать чуткое отношение к языку, умение работать в парах.
Оборудование:
  • ноутбук,  интерактивная доска, диск с записью слайдов, экран;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний
Что без меня предметы? Лишь название.
Но я приду – все в действие придет,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
- О какой части речи говорится?
- Почему в стихотворении сказано, что «все в действие придет»?
/Глаголы обозначают действие предмета./
- Значит, слова думать, мечтать, мерзнуть не глаголы?
/Это – глаголы, но обозначают они не действие предмета, а состояние./

III. Постановка проблемы, формулирование темы урока
Сравните предложения:


Слайд 2
- Что вы можете сказать о том, как протекают действия и состояния, которые называют глаголы?
/Действия и состояния, которые называют глаголы, могут протекать во времени./
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Да, сегодня в рубрике «Как устроен наш язык» мы поговорим о такой категории глагола как время.
Этот хитренький глагол
Себе время изобрел.
«Ухожу», – кричит сегодня.
«А вчера, – кричит, – ушел».
«Завтра, – скажет, – я уйду!»
Позавидуйте ему.
- Почему другие части речи могут «позавидовать» глаголу?
/Категория времени есть только у глаголов./
- Как вы думаете, почему сказано, что действия и состояния, которые называет глагол, могут протекать во времени? /Предположения детей./
- В этом мы попытаемся разобраться на уроке чуть позже.
IV. Работа над новым материалом
- Выпишите из предложений (Слайд 2) в тетрадь рядом со словом настоящее глаголы, называющие действие (состояние), которые происходят сейчас; рядом со словом прошедшее – глаголы, обозначающие действие (состояние), которые уже были; рядом со словом будущее – глаголы, обозначающие действие (состояние), которые произойдут в будущем. Приведите 2-3 своих примера.
- Какой можно сделать вывод?
- Сравните ваши выводы с формулировкой языкового закона (правила) на стр. 115 учебника.
- Что является ключевой точкой для определения времени глагола?
/Момент речи./
Слайд 3
- Опираясь на эту схему, скажите, в форме какого времени глагол указывает
на то, что действие совершается в момент речи.
/В форме настоящего времени./
На слайде появляется слово «настоящее».
- На что указывает глагол в форме прошедшего  времени?
/Глагол в форме прошедшего времени указывает, что действие совершалось до момента речи./
На слайде появляется слово «прошедшее».
-А  на что указывает глагол в форме будущего времени.
/Глагол в форме будущего времени указывает, что действие будет совершаться после момента речи./
На слайде появляется слово «будущее».
Слайд 4
- Подберите и запишите к данным именам существительным  несколько глаголов – «оживите картину».
Слайд 5
 - Как вы думаете, может ли вопрос глагола помочь определить его время?
- Сегодня мы более подробно рассмотрим глаголы настоящего времени.
V. Закрепление (работа по учебнику)
3-4 ученика объясняют, почему они считают, что глаголы в упражнении настоящего времени. Затем работа выполняется самостоятельно.
Взаимопроверка выполненного упражнения (работа в парах).
Слайд 6
- Что вы можете сказать о категории вида выписанных глаголов?
/Все эти глаголы несовершенного вида./
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- Выберете из выписанных вами глаголов глагол 2 спряжения, который относится к группе исключений.  /Гонит./
- Какие глаголы еще входят в эту группу? Что нужно помнить, чтобы писать правильно их личные окончания?
- Проспрягайте  глагол гонит в единственном числе настоящего времени, запишите в таблицу, выделите окончания.
/Я гоню, ты гонишь, он гонит./
-  Проспрягайте этот же глагол в форме будущего времени, запишите в таблицу, выделите окончания.
/Я буду гнать, ты будешь гнать, он будет гнать./
- Попробуйте сделать аналогичную работу с глаголом гнать в форме прошедшего времени.
/Я гнал, ты гнал, он гнал./
- Что вы заметили?
/В форме прошедшего времени изменение по лицам не происходит./

- На то, что личное окончание глагола является показателем настоящего или будущего времени, обращают ваше внимание авторы учебника в рубрике «Это важно знать» на стр. 116. Прочитайте об этом.
- Это новое знание поможет вам выполнить упражнение 2 на стр. 116.
- А какого вида глагол «гнать»? /Несовершенного./
- От глагола «гнать» образуйте однокоренные глаголы  приставочным способом.
/Догнать, перегнать, загнать, отогнать, разогнать и др./
- Какой вид у образованных вами глаголов? /Совершенный./
- Попробуйте образовать временные формы любого из этих глаголов.
- Столкнулись ли вы с какими-нибудь трудностями при образовании временных форм глаголов совершенного вида?
/Не получается образовать форму настоящего времени./
-  Как вы думаете, почему?
/Потому что глагол совершенного вида обозначает действие, которое либо завершено (оно совершилось), либо совершится, но в момент речи совершаться не может./
- А это новое знание поможет  выполнить упражнение «по выбору» на стр. 116 тем, кому нравятся задания посложнее.
Самостоятельное выполнение упражнений.
 - Вот как с упражнением 2 на стр. 116 справился Коля (вымышленный персонаж). Проверьте, правильно ли выполнил он работу?
Слайд 7
Дети находят и исправляют ошибку, сверяют со своей работой.
- Как вы рассуждали, выполняя упражнение?
- Ребята, выполнявшие «задание по выбору», расскажите о своей работе. Какие «тайны языка» вам пришлось раскрыть, с какими трудностями встретились? Объясните эту «тайну» своим одноклассникам.
- От всех ли глаголов, стоящих в начальной форме смогли образовать форму настоящего времени 2 лица единственного числа? Почему?
-От каких глаголов смогли образовать форму настоящего времени 2 лица единственного числа? Почему?
/Гудеть – (ты что делаешь?) гудишь, жужжать – (ты что делаешь?) жужжишь, дышать – (ты что делаешь?) дышишь, благодарить – (ты что делаешь?) благодаришь. Все эти глаголы несовершенного вида./
- Вначале урока мы говорили о том, что действия и состояния, которые называет глагол, могут протекать во времени. Я особо выделяю слово «могут». Это значит, что действия могут и не протекать во времени.
- Сейчас мы с вами откроем еще одну «тайну языка».
Слайд 8
- Как вы думаете, что может связывать эти слова?
/Река Кубань впадает в Азовское море./
Слайд 9
- В какой временной форме стоит глагол? Какой вид этого глагола?
/Глагол стоит в  форме настоящего времени. Этот глагол несовершенного вида./
- То есть это действие происходит в момент речи?
- Попробуйте поставить этот глагол настоящего времени в форму прошедшего или настоящего времени. Что у вас получилось?
/Река Кубань впадала в Азовское море. Река Кубань будет впадать в Азовское море./
- Имеют ли эти предложения смысл?
/Эти предложения смысла не имеют, потому что, если река Кубань впадала в Азовское море, то сейчас она не впадает и будущем впадать не будет. А если будет впадать, то раньше не впадала и сейчас не впадает./
- Какой можно сделать вывод?
/Глаголы в настоящем времени могут называть действие, которое совершается постоянно, всегда./
- Об этом мы еще будем говорить на последующих уроках.
VI. Подведение  итогов
-  Какие новые «тайны языка» вы сегодня смогли открыть на уроке?
- С какими затруднениями вы столкнулись?
- Оцените свою работу на уроке: выберите карточку, которая показывает, довольны ли вы собой.  (Работа с карточками настроения.)
- Как вы оцениваете работу класса на уроке?
- Чью работу на уроке вы бы отметили?
VII. Домашнее задание
Упражнение 4 стр. 117. Из текста упражнения вам нужно будет выписать все глаголы в форме настоящего времени, определить вид и лицо глаголов, выделить окончания.

Комментариев нет: