. Блог учителя начальных классов МБОУ гимназии № 54 г.Краснодара: Урок - путешествие по Святым местам России

Бегущая строка

Здравствуйте! Надеюсь, информация, размещенная в моем блоге, будет для Вас полезна.

четверг, 18 апреля 2013 г.

Урок - путешествие по Святым местам России



Урок- путешествие по Святым местам России

Слайд 1.
Цели: 1. Познакомить учащихся с историей некоторых храмов России.
          2. Вызвать интерес к изучению истории православной культуры.
1. Слайд 2,3. Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.
Уникален по красоте, по тому, что сохранилось старчество. И еще уникален, потому что за 500- летние свое существование никогда не закрывался ни при какой власти. В нем жил и проповедовал архимандрит Иоан (Крестьянкин).
2.   Слайд 4. Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.
Единственный в России полностью мозаичный храм. На месте гибели императора Александра II, который был убит террористами. Иконы в храме написаны по эскизам Васнецова.
3.   Слайд 5. Церковь Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм - Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик  -  Храм Христа Спасителя.  
Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. 
По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:
"В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...
... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!".
Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.
Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.
XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.
12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.
10 апреля 1832 года Император Николай I  лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля., и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма.
Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году - сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.
Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.
Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий. 
13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.
26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 
С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков.
В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник - Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
15 августа 1917 года, в тревожное для России время, в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.
Благодаря тому, что в штат Храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, а с 1902 года, когда, по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, во внебогослужебное время стали проводиться экскурсии по Храму специально для рабочих.
В проведении памятных дат активную помощь духовенству оказывало учрежденное при Храме Христа Спасителя общество хоругвеносцев, пользовавшееся большим авторитетом у москвичей.
Пожертвования, постоянно собираемые в Храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым. 
5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.
Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".
В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Христа Спасителя.

4.   Слайд 6. Собор Василия Блаженного на Красной Площади.
Собор Василия Блаженного - один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры. Уже в 16 веке собор восхищал путешественников и гостей Москвы, а для россиян стал символом отечественной истории и национального характера.
В 1552 году в честь победы войск Ивана Грозного в войне за покорение Казанского и Астраханского ханства был заложен храм, освященный в честь Святой Троицы. В 1554 году Иван Грозный велел построить на его месте собор Покрова Богородицы с приделами, прославлявшими победу над татарами. Храм в народе именовался Покрова на Рву: собор был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Позднее в одном из пределов храма был похоронен юродивый Василий Блаженный, благодаря которому собор приобрел свое новое название.
Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый - самый высокий - храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного; центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери - именно в этот день Казань была взята приступом. Пределы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров.
Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов - потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.
В середине 20-х годов 20 века собор Василия Блаженного получил статус музея. С 1934 года он числится филиалом Государственного Исторического музея.

5.   Слайд 7. Собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге – 200 лет.
В 1733-1737 годах по проекту М.Г. Земцова возле Невского проспекта была построена каменная церковь, которая затем была разобрана, после того, как по проекту архитектора А. Н. Воронихина был построен Казанский собор в 1801-1811 гг.
Собор по замыслу императора Павла I должен был напоминать собор Святого Петра в Ватикане. Собор был обращён к Невскому проспекту боковым (северным) фасадом. Воронихин скрыл основной объём здания грандиозной колоннадой, охватывающей всё пространство Казанской площади. Казанский собор - образец стиля высокого классицизма.
Высота собора достигала 71,5 метров. Внутри и снаружи собор украшали уникальные колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая. Скульптуры на фасадах изготовлены И.П. Мартосом, С.С Пименовым, И.П. Прокофьевым, Ф.Г. Гордеевым, Д. Рашеттом, В.И. Демут-Малиновским. Слева от западных дверей собора, в аттике бокового проезда, расположена звонница, где установлено восемь колоколов.
Большую роль в судьбе собора сыграла Отечественная война 1812 года. Храм, построенный первоначально для чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, превратился в хранилище священных реликвий победоносной войны. В 1813 г. в Казанском соборе был похоронен фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.
После 1917 г. с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем. В 1932 г. в нём открыли музей истории религии. Внутренне пространство храма было поделено на "экспозиционные залы" различными перегородками. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор.
С 4 ноября 1990 г. Казанский собор снова открыт для богослужений, ему возвращена икона Казанской Божией Матери. В данный момент Казанский собор является Кафедральным собором Санкт-Петербурга.
Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. Прославленный фельдмаршал нашёл здесь свой последний приют. В 1813 году прах светлейшего князя М. И. Кутузова, умершего в прусском городе Брунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решетку, ограждающую могилу М. И. Кутузова и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку самого А. Н. Воронихина.
В 1813-1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамен и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов взятых русской армией.
А в 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества.
В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне — манифест 1815 года о Священном союзе.
6.   Слайд 8. Свято-Георгиевский храм Краснодара.
История этого дивного храма, одного из самых прекрасных памятников церковного зодчества на Кубани, так же удивительна и глубоко назидательна.
Храм великомученика и чудотворца Георгия в кафедральном граде изяществом своих форм изумляет и восхищает жителей. Это любимый храм многих екатеринодарцев, почитателей великого вселенского святого.
Храм, оставшийся верным в годину лютых испытаний и ересей, Божией
милостью был храним и не заключил своих врат пред народом Божиим даже тогда, когда потухли паникадила и умолкли звуки божественных гимнов во всех других церквях.
Он стал в те далекие годы огненного крещения кораблем в тихой гавани для всех, ищущих спасения. Храм святого Георгия и ныне тот же. В нем все так же правится служба Божия и призывно звучит благовест, в нем место всем скорбящим и обремененным, приходящим пред Очи Господа, чтоб обрести покой и услышать Его смиренный глас: «Приидите ко мне вси труждающии и обремененнии, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и время Мое легко есть.» (Мф.11,28)
В нем хранится башмачок  чудотворца Спиридона Тримифунтского. По легенде на о. Корфу, где хранятся мощи святого, один раз в год его нетленные мощи переоблачают и рядом с ним ставят новые башмачки. Через год они оказываются деревянными и проношенными. Значит он (то есть его душа) ходит по земле и помогает людям.
7.   Слайд 9. Свято-Екатериненский кафедральный собор, памятник архитектуры нашего города.
Собор является главным храмом Екатеринодарской и Кубанской епархии. Свято-Екатерининский кафедральный Собор - один из самых больших храмов России, памятник архитектуры нашего города. Это центр духовной жизни Кубани.
Решение о постройке Собора было принято общественностью Екатеринодара 17 октября 1889 – через год после страшной катастрофы царского поезда, при которой члены августейшей семьи чудом остались живы. Незадолго до происшествия император Александр III с супругой и сыновьями посетили Екатеринодар. В честь избавления царской семьи от гибели и было решено построить в Екатеринодаре величественный собор с семью престолами.
Строительство самого большого в области собора шло 14 лет. Над проектом работал местный талантливый архитектор Иван Клементьевич Мальгерб. Храм был заложен 23 апреля 1900 г. на Екатерининской площади, где к тому времени располагалась уже обветшавшая деревянная церковь св. Екатерины 1814 года рождения. 24 марта 1914 г. года состоялось торжественное освящение главного престола.
Трудные годы в жизни прихода наступили после Октябрьской революции Собор пережил «обновленчество», в 1922 под видом помощи голодающим Поволжья был совершенно разграблен. Чудом избежал храм участи Собора Александра Невского. Кафедральный собор готовили к взрыву, якобы ради кирпичей. Спасителем собора оказался его создатель. Архитектору Мальгербу удалось убедить комиссию по разрушению храмов в нецелесообразности его уничтожения. 26 июня 1934 г. Епархиальное управление заявило, что община вследствие своей малочисленности распалась. Собор превратили в склад.http://www.kubansobor.ru/img/upload/Animation2.gif
Возобновление богослужений произошло только после освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков в 1944 г. К празднованию1000-летия Крещения Руси в Екатерининском соборе были проведены реставрационные работы.
В 2014 Собор готовится отметить свой 100-летний юбилей.
В нем хранятся частицы мощей блаженной Матроны Московской, святых Петра и Феврони Муромских, Пантелеймона целителя, преподобного Сергия Радонежского, покровительницы Краснодара великомученицы Екатерины и камень от надгробия блаженной Ксении Петербургской.
История святых Муромских, чей брак является образцом христианского супружества. Второго сына Муромского князя Юрия Владимировича Петра в юности ранили отравленным мечом. Его тело покрылось язвами, и никто не мог его излечить. Во сне князю было видение — исцелить его может дочь бортника — крестьянка Феврония. Князь пообещал жениться на ней, если она его исцелит — так и случилось. В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела похоронили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Сегодня тысячи людей приходят поклониться мощам Петра и Февронии и получают от них помощь. Десять лет назад в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме была замечена странная пара. На протяжении месяца они каждый день по много часов проводили на коленях перед мощами. Оказалось, что это супруги, и хотя им было уже по 50 лет, Бог не дал им детей, которых они так хотели. И случилось чудо: она забеременела! Их молитвы были услышаны, и в течение нескольких лет у них родилось пять детей!
8.   Слайд 10. Собор Александра Невского.
Войсковой Александро-Невский собор был заложен на войсковые средства в 1853 году на месте старого деревянного Воскресенского собора, расположенного на Базарной площади Екатеринодара. Строительство, на которое было потрачено около 100 тыс. рублей, длилось 19 лет. Храм освятили только в 1872 году - работы прервала Крымская война.
В честь появления святыни площадь и примыкающая улица стали называться Соборными. Авторами проекта были братья Иван и Елисей Черники, которые за войсковой счет учились в Санкт-Петербургской академии художеств.
Осенью 1888 года в храме прошел молебен в честь прибывших в казачий град императора Александра III и императрицы Марии Федоровны с наследником престола Николаем и вторым сыном Георгием.
В войсковом соборе хранились реликвии кубанского казачества, в том числе регалии Кубанского казачьего войска, проходили все торжественные церемонии казаков Екатеринодара. При храме действовал знаменитый войсковой певчий хор, который стал прообразом созданного позднее Кубанского казачьего хора.
В 1937 году собор разрушили большевики. Решение о его восстановлении было принято в 2003 году губернатором Кубани Александром Ткачевым. Торжественная церемония закладки камня на месте будущего храма состоялась 17 декабря того же года. Войсковой собор решили восстановить на новом месте — в начале улицы Красной. До своего разрушения главный собор Кубани располагался на углу улиц Красной и Соборной, в сквере напротив нынешнего здания администрации края.
Спустя два года после начала строительства, колокола, купола и кресты храма освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
28 мая 2006 года Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл освятил полностью восстановленный Александро-Невский собор

Хранится частица мощей известного хирурга и ученого XX века  святого Луки, чудотворца, в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенцкого. Интересна история его жизни. По его учебникам и сейчас учатся студенты медицинских ВУЗов. Лучший учебник по гнойной хирургии. Очень сильный святой и близкий нам.

9.   Слайд 11. Храм Рождества Христова (в юбилейном районе нашего города), церковно приходская школа, приют.
На излучине реки Кубань в Юбилейном микрорайоне города Краснодара, сверкая на солнце куполами, стоит храм Рождества Христова.
10 мая 1992 года Митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором освящено место закладки храма. Первая литургия была совершена 7 января 1995 года. Поднятие первого креста и купола над колокольней состоялось 23 ноября 1997 года. Поднятие и установка основного центрального купола состоялось 4 июля 1998 года.
В 1995 году храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Нижний храм имеет два придела: главный – в честь Святых Жен Мироносиц, освященный 22 марта 1998 года; правый, или южный – в честь всех Святых, в земле Российской просиявших, освященный 7 марта 1999 года. Оба престола освящались Высокопреосвященнейшим Исидором, митрополитом Екатеринодарским и Кубанским. Верхний храм посвящен величайшему событию в истории человечества – 2000-му юбилею Рождества во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Он был освящен 2 декабря 1999 года.
В ночь на 7 января 2000 года в верхнем храме была совершена праздничная Божественная Литургия, которую возглавил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.
При храме Рождества Христова с благословения митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора создана на Кубани первая Русская Православная школа, которая начала свою деятельность 14 августа 1995 года, отметившая в 2005 году своё 10-тилетие.
Весной 2000 года при храме по благословению настоятеля храма протоиерея Александра Игнатова создано братство в честь святителя Игнатия Брянчанинова. Братство объединяет православную молодежь в ограде храма для помощи церкви в миссионерском служении. Братство осуществляет помощь в богослужениях, принимает участие в крестных ходах. Силами братства издается православный листок с душеполезными поучениями. В братство может вступить любой желающий православный мужчина и юноша. Собрания братства проходят по воскресным дням в здании школы на территории храма.
По благословению настоятеля храма протоиерея Александра Игнатова в 2000 году при храме создано православное сестричество в честь Святых Жен Мироносиц. Сестричество объединяет православных женщин и девушек в делах милосердия и благотворительности. Работа в сестричестве строится по нескольким направлениям: уход за больными и престарелыми в больницах и на дому, помощь сиротам, патронажная служба. В сестричестве действует православный телефон доверия для женщин, по которому на Ваши вопросы ответит врач высшей категории Малюкова Валентина Александровна.
По благословению Высокопреосвященнейшего Исидора Митрополита Екатеринодарского и Кубанского при храме ежегодно проводятся Православные Епархиальные курсы псаломщиков. В программе курсов: катехизис и догматическое богословие, литургика и церковный устав, церковно-славянский язык и церковное пение.
Также при храме открыта Воскресная школа для детей, где их обучают Закону Божию и Основам Православной культуры.
В сентябре 2000 года митрополит Исидор благословил начинание по строительству Богадельни имени святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы при храме Рождества Христова. В настоящее время трехэтажное здание богадельни передано в постоянное пользование муниципальному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детскому дому «Рождественский», торжественное открытие и освящение которого состоялось 10 сентября 2005 года митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором.
16 июня 2005 года во время визита на Кубань храм Рождества Христова посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Настоятель известный церковный деятель отец Александр (Игнатов).
Итог урока: -Ребята, вам понравилось путешествие?
- Что больше всего запомнилось?

Комментариев нет: